Юго-Западный административный округ

Сложившаяся образовательная ситуация – хороший повод актуализировать минимальные навыки тайм-менеджмента учеников старшей школы

Харисов Максим Сергеевич,

педагог-психолог ГБОУ Школа № 1534 «Академическая»

Сложившаяся образовательная ситуация –

хороший повод актуализировать

минимальные навыки тайм-менеджмента учеников старшей школы

Сложно писать рекомендации по теме обучения ребенка на дому, ведь прежде эти случаи были единичными. Поэтому предлагаю обратиться к знаниям родителей и специалистов, обучающих детей дома.

Как отмечает Лейла Сазонтова в книге «Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка», каждая семья уникальна и будет организовывать обучение детей в своем ритме и стиле. Основная задача – дать детям качественные знания, при этом сохранив уникальный подход к обучению, принятый в семье. Вторая задача – совмещение учебы и отдыха.

Для реализации этих задач достаточно выстроить структуру жизни изолированной семьи. Что же необходимо сделать?

Первое: сформировать учебный план так, чтобы он соответствовал требованиям школы и ритму жизни семьи.

Учебным планом обеспечивает ребят школа, но в семейном планировании должны присутствовать и совместные дела разных членов семьи. В течение первой учебной недели план будет модифицироваться и претерпевать изменения, подстраиваясь под темп ребенка и перемены в семейном расписании – это нормальные процессы.

Со стороны родителей ученика старшей или средней школы требовать четкого выполнения запланированного довольно опасно. Это может привести к яркому подростковому бунту, направленному против «тирании» и «мелочности».

Примерный план расписания:

  1. Подъем. Зарядка. Душ. Завтрак.
  2. Уборка комнаты.
  3. Учеба (желательно отработать профильные предметы и математику, присутствовать на онлайн-уроках).
  4. Свободное время (в том числе общение в чатах со сверстниками).
  5. Учеба.
  6. Обед.
  7. Физические упражнения, подвижные игры. Общение в семье.
  8. Ужин.
  9. Свободное время.
  10. Сон.

Второе: необходимо обучить ребёнка или актуализировать у него минимальные навыки тайм-менеджмента.

Возможно, потребуется некоторое время, чтобы определить, что именно и с какой периодичностью надо делать в течение недели. Проще визуализировать, схематически прорисовать информацию.

Следующий шаг: составить список задач. Специалисты рекомендуют повесить список на видное место – так, чтобы ребенок мог каждый день зачеркивать маркером выполненные пункты. Список задач составляется вечером предыдущего дня. Эта система работает до 8 класса включительно.

В более старшем возрасте обучающийся ценит собственную независимость и самостоятельность, хотя нужными навыками часто не обладает. Сложившаяся ситуация – хороший повод попробовать предложенный выше вариант, если вы не столкнетесь с неприятием вашего «вмешательства».

Ещё несколько наблюдений:

  1. Планирование необходимо составлять сразу на неделю.
  2. План на неделю должен висеть на видном месте (как расписание в школе), но вид может иметь совершенно любой – в виде таблицы или в виде раскрашенных картинок, в зависимости от возраста и желания школьника. Используйте магнитные, маркерные или пробковые доски.
  3. Невыполненные задачи из сегодняшнего плана переносятся в новый по желанию ребенка, если невыполнение не критично (например, помыть собаку). Чем меньше возраст ребенка, тем больше рисунков в плане.
  4. Обучайте личным примером: составьте свой план и список задач – ребенок с большим удовольствием будет вас копировать.
  5. Обратите внимание ребенка на разницу в приоритетах прописанных задач.
  6. Выполняйте неприятные и нежелательные, но обязательные дела одновременно.
  7. Научите дробить сложные задачи: разделять объемные задачи на несколько мелких, с которыми проще справиться.
  8. Определите перерывы в учебе каждые 25 минут.
  9. Не навязывайте ребенку новые привычки и не ругайте его.

Еще раз отмечу: довольно сложно давать рекомендации родителям «взрослых» учеников 9-11 классов. Поэтому перечисленные выше советы являются общими для школьников всех возрастов.

Действия старших школьников более самостоятельные, осмысленные и целенаправленные, но большинству необходимо помочь увидеть результат выполненной работы. Чаще ребята говорят: «У меня все хорошо!», «У меня все под контролем!». Но, как показывает практика, это далеко не так.

При этом не стоит играть в Шерлока Холмса и с криком «Ага!» врываться в комнату ребенка. Достаточно проконсультироваться с преподавателями – все ли задания за неделю выполнил ученик (обратите внимание - за неделю, а не каждый день!). По итогам первой недели предложите организовать совместное планирование.

Позвольте ребенку сначала проявить самостоятельность и потерпеть неудачу. Мир за неделю не изменится, а вы получите факты, позволяющие мотивировать сына или дочь на совместное решение проблемы.

Если проблем с обучением нет, то остается придерживаться семейного плана, и в этом будет заключаться главная задача родителей – удерживать режим жизни семьи (с небольшими модификациями) день за днем, неделя за неделей.

Ниже приведены дополнительные источники, в которых говорится, на что необходимо обращать внимание в первую очередь.

Рекомендации Министерства просвещения по организации обучения на дому:

https://www.facebook.com/minprosvet/photos/a.391728167557006/3025958820800581/?type=3&theater

Детский и семейный консультант-психолог Александр Викулов (г. Череповец) и психологи МГППУ рекомендуют:

http://www.ug.ru/article/1170?fbclid=IwAR009SYOc3cSsoOAPZkOTjeqKNU3yWeO8DHdB79JivWIzTFNR3LqDbwbPiE

Советы родителей, организующих домашнее обучение:

https://chips-journal.ru/reviews/kak-organizovat-domasnee-obucenie-na-vrema-karantina-12-sovetov-ot-opytnyh-mam

Если у вас возникли вопросы или вам необходима консультация, можете связаться с нами, используя контакты специалистов, размещенные на сайте.