Юго-Западный административный округ

Погода в доме

Вакарева Марина Александровна,

педагог-психолог ГБОУ Школа №1534 «Академическая»

Погода в доме

У нас появилось время побыть с семьей. И это здорово! Ведь нам так редко удаётся провести время всем вместе! Есть столько интересных занятий: настольные игры, просмотр фильмов, фитнес дома, кулинария и т.д.

Как быть, если уже после нескольких дней такого совместного времяпрепровождения уже хочется в школу и на работу? И такие долгожданные вечера за круглым столом приносят только раздражение и заканчиваются выяснением отношений. Вы не одиноки в своих чувствах. Конфликты возникают у всех.

В чем же дело? Необходимо понимать, что ситуация дистанционного обучения и удалённой работы вынужденная, а соответственно, более плотное и частое общение друг с другом тоже вынужденное. В будни наша жизнь более структурирована и идет по установленному расписанию, когда все привычно и напряжения меньше, поэтому и взаимодействия, и конфликтных ситуаций тоже меньше. А пока у нас появилось больше времени и мы хотим его провести с пользой: прочесть книгу, сделать уборку в квартире, пройти обучение онлайн и т.д. Взрослые переживают, чтобы ребенок за это время не отстал по предметам плюс постиг новое, ведь открыто много образовательных площадок, и родители решают, что необходимо начать осваивать все и сразу. В условиях замкнутого пространства время является самым ценным ресурсом, которого лишают ребенка, за него решая, как он им должен распорядиться. Именно это и является чаще всего причиной конфликтов в семье.

Как же быть? Какой выход? В нашей школе успешно функционирует школьная служба примирения (ШСП), в основе которой лежит восстановительный подход. В соответствии с этим подходом специалисты (медиаторы) не решают конфликты, а создают благоприятные условия для их урегулирования. В условиях очного обучения роль посредника выполняет специалист ШСП, однако в сложившихся условиях дистанционного обучения родителям поможет навык восстановительного подхода, который поможет выстраивать с ребенком бесконфликтное, понимающее общение.

Для каждого родителя ценно в отношениях со своими детьми испытывать положительные эмоции, а если уж и пришлось пережить ситуацию конфликта, то хотелось бы максимально безболезненно. В восстановительном подходе мы предлагаем отказаться от противодействия и стереотипов, которые только препятствуют общению между членами семьи.

Данный подход помогает восстановлению у родителей и детей способности понимать свою ситуацию и ситуацию близкого человека, переосмысливать и вместе искать выход. Для каждого родителя «главней всего погода в доме», и хочется, чтобы небо было ясным, чтобы каждый из членов семьи понимал, в какой ситуации оказался другой и перестал считать его «врагом», с которым невозможно и не хочется общаться.

В таких ситуациях родители задаются вопросами: с чего начать разговор? как постучать в дверь комнаты своего ребенка и не нарваться на стену непонимания?

Наше предложение родителям – ответить себе на вопросы: «Какой я вижу ситуацию?», «Что я чувствую?», «Что чувствует … (другая сторона)?». Таким образом вы со своими детьми находитесь в равных условиях и можете проговорить свое видение ситуации и рассказать о том, какие чувства испытываете, не обвиняя при этом, а лишь указывая на положительные или отрицательные эмоции в создавшихся условиях. Важно говорить о своих переживаниях или обидах открыто.

Таким образом, получив ответ на свои вопросы, вы уже на пути к созданию доверительных отношений и благоприятной обстановки дома. Остался небольшой завершающий этап – озвучить свои переживания, и это уже много! Давайте подумаем, каково подростку осознать, что мама с папой такие же люди? Порой задача непростая, не быстро выполнимая. Что же делаем дальше с этими знаниями?

Тут и наступает кульминация: мы предлагаем совместно ответить вам и ребенку на вопрос: «Что мы готовы сделать, чтобы ситуация не повторялась?». Здесь и родители, и дети могут предложить решение конфликтной ситуации, принять на себя ответственность по ее урегулированию. Возможно, даже создать совместный план действий, например, совместно спланировать расписание для ребенка, в котором будут учтены его пожелания и обязанности. Важно услышать друг друга и поддерживать в выстраивании новых форм общения.

Приветсвуется, когда договоренности записываются на листе бумаги и подписываются всеми членами заключенного союза.

Для желающих больше узнать о восстановительном подходе и возможных вариантах взаимодействия со своими детьми предлагаем литературу для ознакомления.

Надеюсь, данная информация поможет сохранить мир в семье и насладиться общением друг с другом.

Список литературы:

  1. Коновалов А.Ю. Восстановительная медиация и школьные службы примирения в образовательной сфере // Директор ССУЗА. – 2014. - №3 / http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2014/03/VM-v-soc-sfere.pdf
  2. Коновалова А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы / http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2015/02/ШСП-2014.pdf