Юго-Западный административный округ

Переход от контроля ребенка к его самостоятельности Помочь ребенку – в силах взрослого!

Митькина М.Д.

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1534 «Академическая»

Переход от контроля ребенка к его самостоятельности

Помочь ребенку – в силах взрослого!

Кто является надежной опорой и защитой для ребенка на всех этапах взросления? Конечно же, родители! Они часто стараются обезопасить своего ребенка и решить за него все сложные ситуации. Но рано или поздно у маленького человека появляются собственные зоны ответственности. Часто это совпадает с приходом ребенка в первый класс, когда в его жизни происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, появляются новые требования, уроки и новые друзья.

Залогом успеха в учебной деятельности является сформированная произвольная регуляция ребенком своего поведения.

Этот сложный психологический термин означает способность ребенка сознательно управлять своим поведением в соответствии с правилами, выстраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся замыслом, умение контролировать импульсивные порывы.

Мы часто наблюдаем такую картину: ребенок нарушает правила, хотя прекрасно их знает; не может в оговоренное время сесть за уроки, а также старается избежать поручений родителей.

В такие моменты ему просто необходима помощь взрослого, присутствие рядом. В то же время, если все делать за ребенка, ему будет сложно перейти к самостоятельности. Как найти «золотую середину»? Для развития произвольной регуляции оказываемая ребенку помощь должна быть особой – организующей!

Организующая помощь является промежуточным этапом между работой ребенка под руководством взрослого и его самостоятельной работой. Задача использования организующей помощи – стимулировать развитие навыков самоорганизации и самоконтроля. Организующая помощь означает, что взрослый помогает ученику спланировать свою работу, но ни в коем случае не организует ее за ученика.

Примеры:

Контроль: Запиши условие. Теперь запиши ответ. Здесь не «А», а «О», исправь.

Организующая помощь: Что ты теперь будешь писать? В этой строке у тебя одна ошибка. Найди ее.

Организующие вопросы – это вопросы, которые не дают ребенку готовых ответов, но побуждают его задуматься над планированием собственной деятельности самостоятельно.

Варианты использования организующей помощи родителями:

1. Помощь в планировании выполнения задания. Как ты будешь решать эту задачу? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание. Очень важно проговаривать не конкретные этапы решения учебной задачи («Сначала пишем вот эту формулу»), а помогать ребенку по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.

2. Помощь в организации собственной работы. Как ты думаешь, что тебе надо сделать? С чего ты начнешь? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время? Очень полезно при этом пользоваться наглядными опорами:

- для организации времени продуктивно использование часов (в том числе песочных) и будильников,

- для оптимизации деятельности – использование «напоминалок» в виде алгоритмов, планов, картинок (как составить план и т.д.).

- для составления плана – использование ежедневников, цветных стикеров и т.п.

Родителям важно помнить, что для закрепления успеха всегда стоит использовать приемы положительного подкрепления! Это может быть похвала, а также различные поощрения, которые стоит использовать только при достижении поставленной цели. Отличным помощником для вас будет «лист успешности ученика». Помимо этого, для формирования навыка самостоятельности, а также других полезных социальных навыков, можно использовать систему работы знаменитого финского психотерапевта Бена Фурмана. Она подробно описана в его книге «Навыки ребенка». Данная методика позволяет в позитивном ключе преобразовывать проблемы ребенка в новые умения.

Но важно помнить, что использованию этих опор ребенка нужно учить!

3. Помощь в осуществлении самоконтроля. Не указывать на недостатки и ошибки напрямую, а помогать находить эти ошибки самостоятельно. Это можно сделать следующими способами:

- указание на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указывается количество ошибок, строка, в которой есть ошибка и т.д.) – привлечение ребенка к оценке собственной работы («Удалось ли тебе достичь поставленных целей?»)

- оценка ребенком выполнения задания по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность).

Самостоятельность – это не способность, которая возникает сама в определенном возрасте, – это навык, который надо медленно осваивать. Вспомните, как непросто было вашему ребенку научиться ходить, есть самому, говорить, и как вы не переживали за неуспехи на этом пути и не ожидали, что все случится само, а помогали и поддерживали – но не делали всё за ребенка. Пришло время осваивать новый навык – это тоже непростой путь, но с вашей поддержкой ребенок обязательно его пройдет!