Юго-Западный административный округ

Значение цвета в детском рисунке

Консультация для родителей от педагога по изобразительной деятельности Бобровой А. Ю.

Значение цвета в детском рисунке

Рисунок для самого ребенка является не искусством, а скорее речью,

а цвета выражением эмоционального настроения.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

...

Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

...

Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

...

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории» и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторагодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

...

Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

...

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

...

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

...

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

...

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

...

Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

  • зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

  • красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

  • черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

...

И, конечно, вы должны помнить, что нельзя оценивать рисунки, которые ребенок нарисовал в детском саду. Рисунок должен быть нарисован непосредственно при вас или вы должны позаботиться, чтобы ребенку были доступны различные цветные карандаши.

Учитывайте, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков (например, небо, солнце, лес и т.д.) сами по себе требуют использования определённой цветовой гаммы. Именно поэтому для анализа рисунка используют в основном три темы - рисунок человека, рисунок семьи, рисунок несуществующего животного.

Обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Например, цвет, каким нарисован каждый член семьи, много расскажет о том, как малыш относится к ним. Цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как ребенок воспринимает себя, как он себя чувствует.

Наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.

Подготовила педагог по изобразительной деятельности Боброва А.Ю.