Юго-Западный административный округ

В каких случаях необходимо обратиться за помощью к детскому логопеду?

Рекомендации для родителей от педагога-логопеда

В каких случаях необходимо обратиться за помощью

к детскому логопеду?

К специалисту нужно обратиться, если…

  • Начиная с 7-8 месяцев ребенок не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
  • В 1 год он не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
  • Отоларинголог установил снижение слуха.
  • Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
  • Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
  • Имеется расщелина нёба, губы («заячья губа», «волчья пасть»).
  • Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
  • В 2 года ребёнок не разговаривает.
  • В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми ребенок не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  • К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
  • В 3 года у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а он их не сглатывает.
  • К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
  • После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
  • После 3 лет не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
  • К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
  • Ребёнок просовывает язык между зубами.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
  • Говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
  • Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, а также совсем не рассказывает собственных историй (при этом ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма);
  • В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
  • Малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
  • Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками [р] и [л]), ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, или допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
  • Помощь логопеда также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Учитель-логопед Велиметова Людмила Радиковна.