Юго-Западный административный округ

Учим ребенка делиться

Консультация для родителей от педагога-психолога Боровиченко Ю. А.

Учим ребенка делиться

Дома ваш ребенок ну просто ангелочек, но стоит ему добраться на детскую площадку или прийти другому ребенку к вам в гости, как малыш становится просто невыносимой «жадиной». Но в чем причина такого плохого качества у вашего крохи, где вы что-то упустили при его воспитании и что вы сделали не так?

Дело в том, что ребенок в возрасте до 7 лет, считает, что всё, что у него есть: родители, игрушки, книжки, всякие вкусняшки – это его собственность, он просто не поминает слова «делиться». Зачем? Для чего? Кому это нужно? Чувство сострадания и желания поделится тем, чего у других нет, возникает само собой не с рождения, этого его должны научить родители.

Мы часто встречаемся с ситуацией, когда ребенок берет что-то без спроса и какова у нас реакция: «Не трогай! Поставь это на место! Это нельзя брать! » Еще один пример: на детской площадке вы видите, что ваш малыш плачет от того, что его друг отобрал у него любимую игрушку. Обычно мамаши поступают так – подбегаю, с криками: «Не делай больше такого! Это чужое! » отбирают у обидчика вещь своего ребенка и отдают ее владельцу. Возникает вопрос – будет ли малыш, после увиденного, не жадничать? Будет, да еще и как!

В первом случае вы, на своем же примере, показали, что нельзя дотрагиваться до его собственных вещей, например к игрушкам. А во втором – что нужно отбирать назад свои вещи и не делится ими.

Как же научить ребенка этому благородному качеству?

  1. Уважайте его чувства. У ребенка, как и любого взрослого человека, есть свои вещи, которыми он дорожит, как семейными реликвиями. Проследите за своим ребенком и вы обязательно увидите, что он имеет какую-то особенную игрушку, книжку, либо что-то другой предмет, который очень редко оставляет без внимания. Старайтесь перед приходом гостей с детьми, спрятать эту вещь, чтобы не провоцировать конфликт между крохами. Но перед этим лучше попытаться объяснить это ребенку, чтобы он не искал свою возлюбленную игрушку, а знал, что она в безопасности и никуда от него не делась.
  2. Не заставляйте его делится. Этот насильственный метод ни к чему хорошему не приведет, ведь ребенок должен сам прийти к тому, что делится – это хорошо и необходимо. Лучше покажите это на собственном примере. Например, во время обеда, когда разливаете суп на членов семьи, нарочно говорите: «Вот эта порция для папы, эта для сестрички, а эта для тебя. Как я хорошо с вами поделилась! ». Тогда, со временем, у малыша выработается привычка, что едой нужно делиться. Еще одним хорошим способом будет дать ему несколько конфет и попросить раздать их детям на площадке. Если же кроха вас не послушается, объясните ему, что если он сейчас даст сладость другу, тот поделится вкуснятиной завтра.
  3. Не вырывайте у малыша из рук игрушки (конечно, если это не касается его безопасности). Таким образом, вы показываете, что вещи нужно отбирать силой, а он вскоре последует вашему примеру на площадке. Лучше попросите отдать игрушку, а потом уже можете ее убирать.
  4. Никогда не выбрасывайте и не дарите другим детям игрушки вашего ребенка. Вам может показаться, что эта кукла старая, поломанная и не нужная и ее необходимо выбросить на мусорное ведро или вы посчитали нужным подарить машинку вашего крохи его другу. Но ведь для вашего ребенка именно эта вещь может быть любимой и каково будет его разочарование, когда он не найдет ее в ящике с игрушками. Это вызовет у него желание защищать свои вещи и не делится ими с другими, может это они забрали ту любимую машинку у него?
  5. Играйте с ребенком в ролевые игры об угощении и дележе. Рассадите его мягкие игрушки и поровну разделите между ними угощения, например. Потом соберите сладости, и отдай малышу, пусть теперь он поделится со своими «мягкими друзьями». Объясните ему важность этого ритуала и обязательно наградите его конфеткой или чем-то другие за благородство.
  6. Каждый раз, когда кроха делится с вами или кем-нибудь другим хвалите его. Это очень важно. В таком случае малыш поймет, что делится хорошо, что это поощряется родителями и достойно похвалы, поэтому будет делать это чаще.

Щедрость – это такая черта характера, которая в большей мере вырабатывается у ребенка в процессе воспитания и на примере родителей. Поэтому старайтесь показать ребенку, как чудесно радовать других подарками и дарами щедрости. Это обязательно поможет ему в общении со сверстниками, ведь у щедрых детей всегда больше друзей.

Литература:

1.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.,1981.

2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - Воронеж, 1997.

С уважением, педагог-психолог ДО 3, Боровиченко Ю.А.