Юго-Западный административный округ

«Толерантность в разрешении конфликтов»

Консультация для родителей от Старшего воспитателя Дюгаевой Л.И.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, и плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б. Шоу

Люди порой, забывают о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размеренная, спокойная. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях.

Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. А ведь в современном мире нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.

Предлагаем Вам примерный план проведения недели толерантности для детей старшего возраста.

Понедельник
Тема: «Доброта и милосердие спасут мир»! (дружеские и добрые отношения в семье, уважение к окружающим)
1.Творческая мастерская: рисование на тему «Моя семья». Предложить отобразить с помощью рисунка знаменательное событие в жизни семьи.
2.Составление рассказов по семейным фотографиям. Учить передавать содержание события, запечатлённого на фотографии, своё отношение к нему. Углублять представление о семье, пробуждать интерес к её истории, традициям.
3.Консультация для родителей «Как сказать люблю своему ребенку».

Вторник
Тема: «Дети разных народов мы мечтою о мире живем»
1.Чтение и обсуждение пословиц о дружбе. Предложить детям обсудить пословицы: «Человек без друзей, как дерево без корней», «Без друга на душе вьюга» и др. Углублять представление о дружбе; учить высказывать своё мнение.
2.Творческая мастерская: рисование «Портрет друга». Предложить нарисовать портрет словами, а затем красками. Описать его, рассказать о его характере, личных качествах и добрых поступках.
3.Спортивное развлечение в группе «Игры народов мира».

Среда
Тема: «Мы разные, но мы вместе» (толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья)
1.Творческая мастерская: изготовление сувениров-подарков (из солёного теста) для детей младшего возраста.
2.Экскурсия в группу детей младшего возраста. Вручение сувениров-подарков, сделанных своими руками.
3.Составление творческих рассказов на тему «Мы разные, но мы дружные». Воспитывать детей в духе милосердия, доброты, сочувствия.

Четверг
Тема: «Помоги младшему и старшему» (уважение к пожилым людям, желание оказывать помощь младшим)
1.Составление альбома (с использованием фотографий, рисунков) «Наши добрые дела».
2.Спортивный досуг: «Игры наших дедушек и бабушек».
3.Творческая мастерская: рисование «Наши любимые бабушки и дедушки».

Пятница
Тема: «Мой город» (знание особенностей города, его истории, этническом составе города, о культурах народностей в городе)
1.Познавательный рассказ «Город в котором мы живём». Рассматривание открыток, буклетов.
2.Совместная творческая работа с родителями «Улицы родного города».

Что же такое толерантность?

Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический.

Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания:

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В литературе есть понятие «кубик толерантности».

Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.

Подготовила: Старший воспитатель ДО-3 – Дюгаева Л.И.