Юго-Западный административный округ

РАЗВИТИЕ «САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ» И «ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ» – ВОТ ЗАЛОГ СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА!

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

РАЗВИТИЕ «САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ» И «ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ»

– ВОТ ЗАЛОГ СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА!

 

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Последние исследования в области психологии утверждают, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».

По мнению С.Штребела, А.Керна, Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими спотребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а следовательно, характерны трудности в обучении.

Современные воспитатели, учителя, психологи и логопеды в наши дни бьют тревогу. У наших детей в подавляющем большинстве отсутствует такая важная часть психического развития, как произвольное внимание. Родители в погоне за «развитым ребенком» нагружают детей чрезмерными «занятиями», тогда как дети дошкольного возраста не могут в таком количестве воспринимать эту информацию. Это равносильно тому, что заставлять поднимать штангу не подготовленного человека. Его не окрепший позвоночник просто не выдержит этой нагрузки, в отличии от профессионального штангиста. Вот так и с современными детьми, на их не зрелую психику, боясь упустить что-то важное в развитии, родители наваливают (в попытке интеллектуализировать) знания о математике, письме и т.п. Не зная о том, что игра остается ведущей деятельностью ребенка до 7 лет. А потом, когда возникли трудности в школе (не желание и долгое выполнение домашних заданий, отсутствие самостоятельности, сложности в общении, не усидчивость на уроках), когда возникла психосоматика в виде постоянных заболеваний (аллергии, потеря зрения, головные боли, частые ОРВИ и т.п.), родители пытаются медикаментозно решать проблемы, посещая врачей, в лучшем случае психологов.

Последние исследования в области мотивации детей, говорят о том, что в наши дни резко упала конструктивная (положительная) мотивация к обучению в школе у детей. Об этом нужно кричать и говорить родителям. На момент проведения исследования (2003-2005г.) из обследованных первоклассников всего 26% детей обладали психологической готовностью к школьному обучению,  29% поступивших в первый класс детей оказались психологически не готовыми к обучению в школе, остальные дети - 45% обладали частичной готовностью к школе. По словам учителей начальных классов, с годами процент психологически готовых детей падает.

Важно понимать, что в образовании произвольного внимания присутствует три периода:

1. Влияние воспитателя распространяется только на простейшие чувства: чувство страха, эгоистические стремления, врождённую любознательность и т.д.

2. Внимание поддерживается чувствами вторичного образования: самолюбием, чувством долга, соревнованием и т.д.

3. Внимание поддерживается привычкой.

Человек, не поддающийся воспитанию, никогда не достигнет третьего периода. У таких людей произвольное внимание появляется редко и урывками, оно не может стать привычным.

Развитию же целенаправленного внимания способствуют:

- чёткая постановка задач и создание отчётливого представления о результате, к которому надо стремиться;

- развитие наблюдательности;

- воспитание ответственного отношения к учёбе и качеству выполняемой работы;

- постепенное повышение объёма, продолжительности и трудности учебных занятий;

- задания должны быть трудны, но в то же время посильны;

- воспитание устойчивых и серьёзных интересов.

Таким образом, развитие внимания ребёнка имеет прямую взаимосвязь с развитием его полноценной познавательной и интеллектуальной деятельности, мотивации и воли. На развитие этих качеств уходят годы, для этого необходимо приложить много усилий и терпения.

Увеличить качественные и количественные показатели внимания помогут специальные упражнения и занятия. Их лучше предлагать в форме игры и проводить не только в специально отведённое время, но, и, например, во время прогулки, выполнения домашних дел. Самое главное в этих занятиях – высокая мотивация – заинтересованность взрослых, внимание к успехам и достижениям ребёнка. При достаточной последовательности и настойчивости у ребёнка появится способность всё чаще и чаще работать без отвлечений, его внимание станет привычным, будет возникать сразу и без усилий. Вместе с тем у него сформируется общая способность удерживать внимание на том, на чём требуется, то есть разовьётся внимательность, как одна из черт личности.

Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в  игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.

Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

- необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,

- учитывать возрастные особенности ребенка,

- использовать игры с правилами.

 

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему  общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и  расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельнуюцель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. 

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Он должен иметь свою собственную регуляцию поведения.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,

- умение ориентироваться на заданную систему требований,

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности, саморегуляции поведения, являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Подытоживая наш разговор, хочется еще раз сказать - играйте с вашими детьми. Общайтесь с ними, получайте от этого удовольствие. Прислушайтесь к ним! Сделайте их счастливыми. Задумайтесь, почему Ваш ребенок не хочет читать или писать сейчас, может ему еще рано «брать штангу» в руки? Навык письма или чтения, освоенный, в раннем возрасте, по статистике, не говорит о том, что Ваш ребенок вырастет успешным и счастливым.

Если у Вас возникли вопросы или Вы не согласны с моими высказываниями, прошу Вас высказывайтесь. Это очень важно! Спасибо.

Подготовила педагог-психолог Струкова Любовь Михайловна.