Юго-Западный административный округ

Ребенок не произносит звуки. Разве это так сложно?

Консультация для родителей "Ребенок не произносит звуки. Разве это так сложно?"

Ребенок не произносит звуки. Разве это так сложно?

Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

  • ребенок усваивает движения и позиции языка и других органов артикуляции, нужные для произнесения звука – это «артикуляция звука». Например, артикуляцией звука [С] является – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, на языке образуется желобок.
  • одновременно с усвоением артикуляции усваиваются различительные признаки звуков. В противном случае ребенок будет смешивать звуки, схожие по акустическим и артикуляционным признакам в устной («шаса» - Саша) или на письме («курова» - корова).

Научится ребенок произносить правильно звук или нет, зависит от следующих условий:

- от уровня развития «речевого слуха», т.е. слышит ли ребенок разницу между звуками;

- от уровня развития кинестетического восприятия – может ли ребенок воспринять положение его языка, губ и т.д.;

- от нормального строения артикуляционного аппарата: нарушения произношения звуков могут быть, например, из-за укороченной подъязычной сладки;

- от уровня развития артикуляционной моторики – движения органов артикуляции.

Артикуляционные движения могут быть не сформированы по разным причинам, например, из-за физиологической незрелости (еще не пришло время) или из-за недостаточности нервной системы.

Недостатки произношения могут наблюдаться в ходе нормального развития речи ()например, ребенок в 3 года не произносит звук [Р], но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы русского языка. В этих случаях помощь логопеда может не потребоваться. Однако если ребенок в речи заменяет звук на другой звук, которого нет в системе родного языка (звук [Р] заменяется на неприятный «горловой» звук), то такое нарушение обязательно потребует вмешательства логопеда. В 5 лет ребенок должен верно произносить все звуки родного языка.

Ребенок может неверно произносить звуки в том числе, если он слышит неверное произношение от взрослых. Поэтому, если и мама, и ребенок неверно произносят звуки, советуем начать заниматься вдвоем.

Если нарушения звукопроизношения вызваны недостаточной иннервацией (к языку подходят нервы, по которым мозг «посылает команды» языку двигаться), то работа логопеда будет длительной, так как эти нарушения более сложные.

Учитель-логопед: Велиметова Людмила Радиковна