Юго-Западный административный округ

Примерное календарно-тематическое планирование в январе 2017 года - "Животные зимой"

Материал подготовила старший воспитатель Дюгаева Л.И.

День

ОО

Виды деятельности и культурные практики

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Понедельник

ФР

РР,

ХЭР

ФР

ПР, СКР

РР, ХЭР

ФР

ПР, СКР

ХЭР

ПР

ФР

СКР

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности ребенка

Тема недели «Жизнь зверей зимой»

Утро. Работа в группе

Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу»

Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой.

Д/и «Найди буквы и составь слово?». Цель: найти спрятанные в группе буквы и составить слово «Спасибо» развивать логическое мышление.

Беседа об истории слова «Спасибо»

Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит».Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Дежурство в уголке природы.

Способствовать актуализации знаний детей о правилах и приемах ухода за растениями уголка, об условиях, необходимых для их роста и развития. Напомнить детям о повседневных обязанностях дежурных, о расположе­нии и назначении инвентаря, о правилах безопасности и личной гигиены.

Разместить в группе картины из серии «Животные нашего леса».

Рекомендация: организовать прогулку в парк, полюбоваться зимней природой, покормить птиц.

ООД

Познавательное развитие

(ознакомление с миром природы « Путешествие в зимний лес»

Физическая культура Цель:

Утро. Прогулка

Наблюдение за погодой. Цель: уточнить и конкретизировать представление о зиме; продолжать упражнять в умении устанавливать зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.

Познакомить детей со стихотворением Я. Купалы «Еж».

П/и «У медведя во бору». Развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Труд: предложить детям слепить из снега фигуры животных.

Возвращение с прогулки, КГН.

Чтение художеств. литературы. Чтение русской народной сказки «Морозко».

Учить детей видеть особенности зимней природы, формировать художественный вкус, развивать воображение. Обратить внимание на особенности передачи красоты зимней природы в произведении. Обед.

Упражняться в скольжении по ледяной дорожке

Игры детей по желанию: катание на санках, игры со снегом.

Творческая мастерская: украшение цветной водой построек

Закреплять умение детей использовать знания о свойствах воды, навыки работы с лейкой в практической деятельности. Формировать трудовые отношения между детьми, поощрять желание трудиться на общую пользу,

Вечер. Работа в группе

Гимнастика после сна, оздоровительные и закаливающие процедуры.

Конструктивная деятельность «Улицы города» - упражнять детей в рисовании планов

Д/и «Что было бы, если…»

Цель: способствовать углублению знаний о зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Собираемся на зимнюю прогулку».

Формировать у детей социокультурные компетенции: учить выполнять типичные социальные роли, формировать соответствующий опыт.

Максимом закреплять умение лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передавая формы, пропорции и строение.

Просмотр мультфильма

«Как Незнайка совершал хорошие поступки»

Закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми

Предложить детям оборудование для изготовления открыток для родителей

Вечер. Прогулка

Экспериментальная деятельность: опыт «Слепи снежок». Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Игры со снегом.

Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, задействовать всю игровую площадку, избегать столкновения с ориентирами, с игроками. Учить следить за соблюдением правил игры и правил безопасности.

спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам.

Упражнять детей в скольжении по ледяным дорожкам, по наклонной дорожке в полу приседе.

Предложить детям санки, ледянки.

Упражнять детей в спуске с горы вдвоем, втроем, катании друг друга на санках, спуске с горы, торможении в определенном месте.

Предложить родителям конкурс на лучшую сказку о жизни животных в зимнем лесу.

День

ОО

Виды деятельности и культурные практики

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Взаимодействие с семьей,

социальными партнерами

Вторник

СКР

РР,

ХЭР

ФР

ПР, СКР

РР, ХЭР

ФР

ПР, СКР

ХЭР

ФР

СКР

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая,

подгрупповая

Поддержка индивидуальности ребенка

Тема недели «Жизнь зверей зимой»

Утро. Работа в группе

Д/и «Чья, чье, чьи». Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Беседа на тему: «Зачем белке пушистый хвост?». Расширять знания детей о жизни белки в зимний период.

Игровая ситуация «Встреча с животными», Закрепить правила поведения при общении с животными».

Дежурство по столовой.

Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоя­тельность.

В центре книги сделать подборку литературы о жизни животных в зимний период.

В центре художественного творчества поместить трафареты диких животных, тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей

ООД

Познание. ФЭМП «Письмо Незнайки»

Музыка Цель:

Утро. Прогулка

Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.

Труд: покормить птиц.

П/и «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность

Возвращение с прогулки, КГН.

С/р игра «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение детей создавать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Чтение художеств. литературы. Чтение рассказа К. Ушинского «Жалобы зайки».

Обед.

спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам.

Упражнять детей в скольжении по ледяным дорожкам, по наклонной дорожке в полу приседе.

Предложить детям атрибуты для спортивной игры хоккей с мячом.

Учить детей останавливать клюшкой движущийся мяч, выполнять броски мяча по воротам.

Вечер. Работа в группе

Гимнастика после сна, оздоровительные и закаливающие процедуры.

Игры с крупным строительным материалом: постройка жилищ для животных. Продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, обогащать представления об особенностях их жизнедеятельности в зимний период

Беседа на тему: «Сравнение домашних и диких животных».Закреплять умение сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»: сюжет «Тушение пожара».

Учить детей в игре применять знания о правилах поведения при возникновении пожара, совершенствовать игровые умения, расширять репертуар игровых действий..

обобщить знания детей о диких животных, их поведении зимой; чем питаются, как защищаются Учить детей отвечать на вопросы полными ответами

Предложить детям принять участие в изготовлении шапочек и атрибутов для драматизации сказки «Заюшкина избушка»

Вечер. Прогулка

Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «Зимнее небо».

Предложить детям охарактеризовать цвет нёба на закате. Обратить внимание детей на луну и звезды, познакомить с понятием «созвездие», показать созвездие Большая медведица. Рассказать детям о персонажах древних легенд, именем которых названы созвездия.

Подвижная игра «Встречные перебежки».

Формировать у детей умение бегать легко, ритмично, соблюдать согласованность движений рук и ног при беге навстречу друг другу. Развивать быстроту, выносливость, способность распределять внимание.

Самостоятельная игровая деятельность.

Закреплять умение детей организовывать знакомые игры, распределять роли, выбирать активные, интересные формы проведения досуга, проявлять познавательную и двигательную активность.

Порекомендовать родителям ежедневные прогулки, катание с горок, на коньках и лыжах, игры со снегом.

День

ОО

Виды деятельности и культурные практики

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Среда

ФР

РР,

ХЭР

ФР

ПР, СКР

РР, ХЭР

ФР

ПР, СКР

ХЭР

ФР

СКР

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности ребенка

Тема недели «Жизнь зверей зимой»

Утро. Работа в группе

Беседа на тему: «Как помочь лесным обитателям зимой».

Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

Д/и «Один – много». Цель: упражнять в умении образовывать существительные во множественном числе.

П/и «Лисички и курочки». Цель: упражнять в беге; развивать ловкость, коммуникативные качества

Дежурство на занятии.

Формировать у детей умение подбирать для работы необходимые мате­риалы и оборудование, правильно раскладывать подготовленные мате­риалы. за порученное дело.

В центре творчества предложить ребятам палитру и краски для подбора цветов при изображении зимнего леса.

Беседы с родителями о профилактике простудных заболеваний

ООД

Художественное творчество. Лепка «Зайка беленький сидит»

Физическая культура Цели:

Утро. Прогулка

Наблюдение за метелью. Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях в природе.

Познакомить с поговоркой « Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг».

Д/и «Исправь ошибку». Развивать внимание, умение объяснить свой ответ.

П/и «Хитрая лиса». Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Труд: продолжать лепить снежные скульптуры животных.

Возвращение с прогулки, КГН.

Чтение художеств. литературы. Чтение по ролям сказки В. Бианки «Лис и мышонок»,

Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое

воображение, выразительность речи

Обед.

Закрепить прыжки с продвижением вперед.

Предложить детям эстафету с санками. Учить детей катать друг друга на санках, выполнять упражнение на скорость, въезжать в расставленные на площадке ворота. Развивать силу, выносливость, координацию движений

Вечер. Работа в группе

Гимнастика после сна, оздоровительные и закаливающие процедуры.

Конструктивная деятельность «Улицы города» - упражнять детей в рисовании планов, совершенствовать конструктивный опыт Беседа на тему: «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринар». Цель: учить развивать сюжет на основе полученных знаний.

Игровое упражнение «Кто зимует под снегом»

Рассказать детям о том, какие животные зимуют под снегом, учить ими­тировать их движения (ползать на четвереньках змейкой между предме­тами, переползать через препятствия, ползти по гимнастической скамей­ке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками, толкая головой мяч)

закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели.

Предложить детям схемы, которые удобно использовать при составлении рассказов о животных

Предложить детям для прослушивания песню «Коньки», муз. А Долуханяна, сл. 3. Петровой.

Формировать умение у детей различать и называть части песни: вступление, запев, припев. Воспитывать музыкальный вкус.

Вечер. Прогулка

Д/и «Не зевай». Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал.

П/и «Волк и ягнята» Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них

Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»: сюжет «На игровой площадке».

Развивать умение детей согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Детско-родительская творческая мастерская: «зимние» техники.

День

ОО

Виды деятельности и культурные практики

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Взаимодействие с семьей,социальными партнерами

Четверг

ФР

РР,

ХЭР

ФР

ПР, СКР

РР, ХЭР

ФР

ПР, СКР

ХЭР

ФР

СКР

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности ребенка

Тема недели «Жизнь зверей зимой»

Утро. Работа в группе

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу домой».

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима в лесу».

Учить детей составлять рассказы-описания о зиме, зимней природе, погоде, сюжетные рассказы. Формировать умение по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинке.

Дежурство на занятии.

Формировать у детей умение подбирать для работы необходимые мате­риалы и оборудование, правильно раскладывать подготовленные мате­риалы. Учить дежурных перечислять предметы, которые будут нужны, аргументировать свое мнение, проверять правильность подготовки к за­нятию. Воспитывать ответственность за порученное дело

Внести в группу энциклопедическую литературу о живой природе

Предложить родителям принести лук, чеснок для профилактики гриппа

ООД

Рисование. «Белые медведи»

Физическая культура Цель:

Утро. Прогулка

Наблюдение за льдом на лужах. Цель: выявить свойства льда, развивать любознательность, мышление.

П/и « Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Подвижная игра «Охотники и зайцы». Усложнение: игроки должны выполнять бросок в движущуюся цель.

Учить детей принимать правильную стойку, выполнять замах, рассчитывать траекторию полета мяча.

Труд на участке: собрать снег в лунки деревьев, выяснить цель этой деятельности.

Зимняя забава «Снайперы» (метание снежков в цель). Развивать меткость, глазомер.

Возвращение с прогулки, КГН.

Чтение художеств. литературы Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».

Обед.

Самостоятельная игровая деятельность.

Учить детей организовывать знакомые игры, распределять роли, выбирать активные, интересные формы проведения досуга, проявлять познавательную и двигательную активность. Повышать сплоченность детского коллектива, развивать фантазию и творчество

Вечер. Работа в группе

Гимнастика после сна, оздоровительные и закаливающие процедуры.

Игры с крупным строительным материалом: постройка жилищ для животных Продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, обогащать представления об особенностях их жизнедеятельности в зимний период

Сюжетно-ролевая игра «Больница»: сюжет «Как мишка попробовал лед».

На основе имеющегося опыта предложить детям обыграть сюжет. Совершенствовать и расширять игровые замыслы, развивать умение согласовывать тему игры, договариваться о последовательности игровых действий.

Тематический досуг «Рождественские колядки» (м)

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников в процессе ознакомления с русским праздником-Колядки

Закреплять умение лепить животных, передавая форму, строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных способов лепки

Внести в уголок творчества различные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой, фланелеграф) для театрализованной деятельности.

Вечер. Прогулка

Распознающее наблюдение: растения зимой.

Продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими зимой в природе. Предложить рассмотреть деревья и кустарники, учить называть характерные признаки состояния растительного мира зимой (голые ветви, хрупкие от мороза, черные стволы).

Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Творческая мастерская «Мы фотохудожники».

Учить детей находить красивые места, ракурсы на участке группы, на территории детского сада.

Консультация для родителей: «Значение детского экспериментирования для психического развития детей»

День

ОО

Виды деятельности и культурные практики

Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Пятница

ФР

РР,

ХЭР

ФР

ПР, СКР

РР, ХЭР

ФР

ПР, СКР

ХЭР

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности ребенка

Тема недели «Жизнь зверей зимой»

Утро. Работа в группе

Беседа по иллюстрациям «Животные в зимнем лесу». Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине.

Д/и «Четвертый лишний». Цель: закрепить знание диких животных; развивать внимание, память

Ситуативный разговор «Правильно сидим за столом». Цель: следить за осанкой за столом

Работа с календарем погоды.

Обеспечить условия для применения умения с помощью графических изображений обозначать явления зимней погоды (мороз, оттепель, иней и др.), давать характеристику погоде

Дежурство по столовой.

Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоя­тельность.

Внести настольные игры «Лото (животные), «Кто лишний?», «Что перепутал художник», «Чей дом?» и др.

Консультация на тему: «Игры с ребенком в зимний период»

ООД

Музыка Цель:

Утро. Прогулка

Спортивное развлечение «Зимовье зверей» (ф)

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: расширять знания о времени года.
Трудовая деятельность Сбор снега на участке. Цель: воспитание трудолюбия.
Подвижные игры «Поймай животное». Продолжать учить соблюдать правила игры. «Назови и беги». Закреплять ловкость, быстроту бега.

Возвращение с прогулки, КГН.

Чтение художеств. литературы. Чтение стихотворения М. Пожарова «Разукрасилась зима».

Учить детей подбирать образные слова и выражения, передавая результаты наблюдения, понимать сравнения и метафоры, приводимые автором стихотворения. Обед.

игровое упражнение «Передай палочку».

Упражнять детей в беге

Самостоятельная игровая деятельность. Учить детей организовывать знакомые игры, распределять роли, выбирать активные, интересные формы проведения досуга, проявлять познавательную и двигательную активность. Повышать сплоченность детского коллектива, развивать фантазию и творчество.

Вечер. Работа в группе

Гимнастика после сна, оздоровительные и закаливающие процедуры.

Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей

закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками; развивать образное, эстетическое восприятие.

Творческая мастерская «Звери в зимнем лесу» Продолжать упражнять детей в умении изображать фигуры животных; развивать эстетическое восприятие

Игры с крупным строительным материалом: постройка жилищ для животных

Вечер. Прогулка

Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «Ветер в январе».

Познакомить детей с таким явлением природы, как метель, рассказать, почему она возникает, какие природные явления, характерные для второй половины зимы, становятся причиной возникновения метелей. Обсудить правила безопасного поведения в метель.

Игра-эстафета «Передай палочку».

Упражнять детей в беге, учить действовать в соответствии с правилами эстафеты. Воспитывать чувство товарищества, ответственности за общий результат.

Подвижные игры-

Развивать мышцы спины, конечностей, координацию движений, выносливость.

Самостоятельная игровая деятельность.

Предложить детям спортивное оборудование для организации знакомых игр

Привлечь родителей принять участие в разборе новогодней елки и убранстве гирлянд.

Подготовила материал старший воспитатель ДО-3 ГБОУ Гимназия № 1534 Дюгаева Л.И.