Юго-Западный административный округ

Поддержите своего ребенка

Рекомендации для родителей от педагога-психолога

Поддержите своего ребенка

Не все в жизни получается так, как хотелось бы порой, обстоятельства оказывается сильнее нас. В минуту неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач? Научит ли противостоять жизненным трудностям?

Способы правильного взаимоотношения между детьми и взрослыми:

  • Сосредоточиваться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки.
  • Помогать ребенку, поверить в себя и свои способности.
  • Помогать ребенку, избегать ошибок.
  • Поддерживать ребенка при неудачах.

Как взрослому показать свою веру в ребенка, помогать и поддерживать его?

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка.
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
  • Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него.
  • Опираться на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Проводить больше времени с ребенком.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.

Поддержать ребенка можно:

  • Отдельными словами (красиво, здорово, аккуратно и т.д.)
  • Высказываниями (я горжусь тобой, я верю в тебя и т. д.)
  • Прикосновениями (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять, поцеловать и.т. д.)
  • Совместными действиями, физическим сочувствием (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его, помогать и т. д.)
  • Выражением лица (улыбка, кивок, смех и т. д.)

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

  • Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительной форме. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, научитесь сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону с ребенком.
  • Будьте одновременно тверды и добры, выбрав способ действия, вы не можете колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
  • Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
  • Поддерживайте ребенка. Взрослый сможет поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха
  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате, в следующий раз, взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
  • Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в него, и уважение к нему, как к личности.
  • Не принуждайте к откровенности.
  • Поддерживайте ребенка. Взрослый сможет поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате, в следующий раз, взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

Используемая литература: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

С уважением, педагог – психолог ДО 3 Боровиченко. Ю. А.