Юго-Западный административный округ

Как надо играть с ребенком дошкольного возраста?

Консультация для родителей "Как надо играть с ребенком дошкольного возраста?"

Как надо играть с ребенком дошкольного возраста?

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре.

Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста?

Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к шко­ле, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наи­гравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны.

Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

• учатся применять имеющиеся у них знания;

• ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

• получают богатый чувственный опыт, прежде всего ка­сающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окру­жающих их. В игре развиваются все психические процессы -внимание, память, мышление, речь и, что особенно существен­но воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребён­ка.

- Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправлен­ной, интересной и развивающей.

- Во-вторых, игра требует парт­нёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой парт­нёр.

- В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, ко­торые:

• формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

• развивают логическое мышление («Что сначала, что по­том», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание сти­хов»).

Несколько советов, как организовать игру:

1.Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2.Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

3.Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если иг­ра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4.Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

5.Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль уче­ника, а не учителя.

Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка.

Литература:

1. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.

2. Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

С уважением, педагог-психолог ДО 3

Боровиченко Ю. А.