Юго-Западный административный округ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарт)

Консультация для родителей от Старшего воспитателя Дюгаевой Л.И.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарт)

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

ФГОС ДО предусматривает:

* совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

* предмет регулирования – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее Программа);

* Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями;

* положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

* расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

* обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;

* приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

* развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

* реализации вариативных образовательных программ;

* соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

Стандарт направлен на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт учитывает все периоды детства от 2 месяцев до 8 лет

Стандарт является основой для разработки Программы и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Стандарт включает в себя требования:

* к структуре Программы и её объему

* к условиям реализации Программы

* к результатам освоения Программы

Образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО)

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено:

* - на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

* - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

* - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

* - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

* формирование познавательных действий, становление сознания;

* развитие воображения и творческой активности;

* формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает

* владение речью как средством общения и культуры;

* обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

* развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

* знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

* формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

* развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

* становление эстетического отношения к окружающему миру;

* формирование элементарных представлений о видах искусства;

* восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

* стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает:

* приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

* способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

* становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

* становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).