Командообразование 2020 10.11.2020

Командообразующие игры – замечательная традиция школы! В начале сентября для учеников вновь образованных классов проводятся массовые праздники дружбы по сплочению классных коллективов. Такой праздник мы проводим даже в форме туристических выездов. В этом учебном году эпидемиологические условия диктовали невозможность массового объединения, но педагоги школы и психолого-педагогическая служба нашли выход! Выход есть всегда! Ведь вместе мы сила!

фотоальбом

На классных часах педагоги-психологи и классные руководители учебных корпусов создали атмосферу для доброжелательного общения и взаимодействия ребят друг с другом. Встречи прошли в 8- х и 10 – х классах УК 1, в 1- х и 5 – х классах УК 2,3,4.

Начало обучения в первом или в пятом классах, в любом новом классе является периодом вхождения в новый коллектив. Если взрослый рядом (педагог, родитель, специалист), то вовремя предложенная помощь ребенку, внимание к нему, его поддержка выступают главными факторами против зарождения таких возможных явлений, как травля, буллинг, остракизм и т.д.. Во вновь набранные классы попадают дети, ранее вместе не учившиеся. Таким образом, к традиционным сложностям, таким как интенсивный процесс обучения, новые учителя, возрастные особенности, прибавляется необходимость адаптации к новому классному коллективу. Для гармонизации процесса адаптации
и помощи в формировании классных коллективов
в начале учебного года и проводятся такие командообразующие игры.

Итак, ученикам 1- х и 5- х, вновь образованных 7-8- х и 10- х классов было предложено пообщаться «в кругу».

Были созданы условия для зарождения общения, предложено каждому ученику высказать свою позицию по обозначенной проблеме, так как важен именно голос каждого, чтобы узнать друг друга лучше.

Для того, чтобы каждый из участников круга-команды высказался, существуют определенные правила, которые обсуждаются и принимаются всеми участниками.

Звучат они следующим образом:

· Говорить с уважением («Говорить так, чтобы не задеть, не обидеть другого человека»).

· Слушать с уважением («Слушать, не перебивая, чтобы понять смысл сообщения»).

· Конфиденциальность («Соблюдать конфиденциальность – то есть после окончания встречи можно рассказывать, что новое про себя ты открыл в ходе общения со своим классом, но не обсуждать другого за его спиной»).

Приняв правила, команда могла участвовать в совместных играх, игры подбирались по возрасту участников.

Для 1- х классов специалисты подобрали:

1. Приветствие: упражнение «Доброе утро». Ход игры: ведущий произносит слова: «Доброе утро...» и называет кого-то из класса. Те, кого он называют, хлопают. Например: «Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам!...»

2. Игра «Давай познакомимся». Ход игры: обучающиеся по кругу передают мягкую игрушку, называют свое имя и то, чем они любят заниматься.

3. Игра «Золотые ворота». Ход игры: В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом, кладут руки на плечи идущему первым, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под «воротами». Все дети вместе с ведущим произносят стихотворение. После слов: «Не пропустим вас!» «ворота» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся в круг к «воротикам». Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». Всех впустили!» «Вместе мы сила!»

4. Итог. Игра «Цветы». Создание символа класса. Ход игры: обучающимся раздаются цветы с их именами. Ведущий просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Затем предлагает вырастить на доске цветочную поляну. Вызывает к доске ребят. Например, «Я прошу выйти к доске всех, кого зовут... (называется имя, одинаковое для нескольких ребят)». Таким образом, к доске выходят небольшие (2-5 человек) группы, с помощью ведущего и учителя крепят цветы к доске и садятся на место. В конце ведущий говорит: «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс. Вот он какой — наш класс!».

5. Совместная фотография «Классного коллектива – команды».

Благодарим классных руководителей первоклассников, которые активно включились в процесс: Минервину Т.А., Макарову Г.Н., Алоян И.И., Самокатову Л.А., Ворцепнева Д.В., Макарова Е.В., Чувикову А.Н., Кулемякину В.А., Коваленко Ю.А., Зеленину Ю.А., Рагулину Е.В..

Для ребят 5-х классов были подобраны другие игры:

1. Приветствие детей. Демонстрация мультфильма «Вместе мы сила» - 2,5 минуты.

2. Игра «Меня зовут… Мне нравится (хобби)». Участники рассаживаются в круг, по очереди называют свое имя и рассказывают о своих увлечениях, достижениях, хобби.

3. Упражнение «Вихрь». Из круга убирается один стул. Ведущий: «Вы все сидите на стульях, а у меня стула нет. Предлагаю игру «Вихрь». Я говорю: «Поменяйтесь местами те, кто …» и называю какой-то признак, который есть у многих присутствующих, например: поменяйтесь местами те, кто любит мороженое. Желательно меняться с участником, который от вас находится подальше, а не рядом, чтобы было интересней. Кто остался без стула, тот и водит. Во время упражнения прошу проявлять уважение к участникам игры, бегать осторожно, все делать аккуратно.

4. Упражнение «Хлопки по кругу». Дети снова занимают места в кругу. Упражнение проводится стоя. Дети хлопают в ладоши 7 раз, касаясь внешней стороной ладони ладоней ребят, стоящих по сторонам. Счет ведут вместе. Потом ведущий усложняет упражнение – после семи хлопков нужно хлопнуть под правым и под левым коленом и т.п.. Выполняется еще один круг со счетом. После этого – хлопнуть перед собой, за спиной и над головой. Выполняется последний круг со всеми компонентами. Если участники хорошо справляются – ускорить темп.

5. Игра-упражнение «Дерево пожеланий». Психолог предлагает ребятам на подготовленное изображение дерева наклеить стикеры в виде листочков и фруктов с пожеланиями и комплиментами своим одноклассникам. Готовый плакат остается на память в классе.

6. Совместная фотография «Классного коллектива – команды».

Спасибо активным классным руководителям пятых классов: Чумазовой Л.Д., Нигматуллиной В.А., Черниковой А.Н., Вороновой И.А., Лосева А.А., Карповой И.В., Сидоровой Н.М., Бекасовой Е.Р., Шильциной А.Н., Матвеевой Ю.А., Лермонтову Я.В., Савке О.Т., Костиной Е.С., Фандеевой Е.М. и Боровиной А.С.

Командообразование во вновь образованных 7-8, 10- х классов проходило в формате «сообщества друзей», вопросы ребятам предлагались непростые: .

Приветствие детей.

· Представьтесь. Расскажите, какие качества вы цените в себе и в других людях.

· Поделитесь, что ВЫ приобрели за предыдущие годы обучения в школе.

· Расскажите. Какая поддержка или какие условия вам помогут для достижения результатов
в обучении и общении, для комфортного пребывания в школе.

Совместная фотография «Классного коллектива – команды».

Огромная благодарность неутомимым участникам, классным руководителям седьмых классов: Шараповой О.С., Товстыко О.А.,

Восьмых классов: Чернову А.А., Испирян С.С., Бондаревой О.А., Зидан Ж.Р., Марченковой О.В., Леонтьевой А.В.

Десятых классов: Мельниковой Е.Ю., Шумиловой Т.В., Погосяну П.М, Бутенко И.В., Малыгину А.Н., Тарасову О.А., Солдатовой Г.В., Молчанову А.А., Толмачевой Т.М., Штайер Е.Л.

Очень важно было получить обратную связь. И ребята откликнулись. Мы знаем, что мнения были разные, но большинство ответов порадовало устроителей командообразования: «встреча позволила узнать друг друга получше», «было интересно и познавательно!», «мы активно провели время со своим классом», «хотим еще так встречаться!».

Формат встречи в «круге» - это возможность для каждого быть услышанным и говорящим, это возможность для команды сохранять открытые отношения. И, конечно, специалисты психолого-педагогической службы приветствуют посыл к восстановительным правилам общения, важным во все времена для больших и маленьких. Мы верим, что озвученные правила встречи «говорить с уважением, слушать с уважением, соблюдать конфиденциальность», от слов перейдут к общению в жизни! Надеемся, что ребята узнали, что значит « команда класса» и слова «Вместе мы сила».

Организаторами командных игр в 2020-2021 учебном году стала команда Психолого-педагогической службы школы под руководством руководителя Психолого-педагогической службы, педагога-психолога Коцегой С.В. В команде: педагог-психолог УК1 Харисов М.С. и социальный педагог Елькина З.А., педагоги-психологи УК2 Вакарева М.А., Сухорукова И.М., педагоги-психологи УК3: Игнатова Ю.В. и Урушев И.К., педагоги-психологи УК4 Митькина М.Д., Ерцкина С.П.

Светлана Коцегой,
Руководитель Психолого-педагогической службы школы, педагог-психолог