«Памятные даты: правда и вымысел, очевидцы сквозь время» 28.12.2020

Оригинальная идея

Проект «Памятные даты» был задуман и разработан с расчётом на работу с обучающимися среднего школьного звена в течение учебного года. Он представляет собой систему мероприятий, которые позволяют ребятам не просто изучить «дела давно минувших дней», но прожить их, помочь друг другу осознать чувства и эмоции, что испытывали участники тех эпизодов, которые теперь стали историей, и, конечно, помнить героев и антигероев, их победы и ошибки.

В план воспитательной работы были включены такие даты, как начало и окончание Второй мировой войны, захват террористами школы №1 в Беслане, блокада Ленинграда, битва за Москву, первый полет человека в космос и первый выход в открытое космическое пространство, а также взрыв на Чернобыльской АЭС.

Концепция проекта состоит в том, чтобы не просто провести мероприятия в традиционном понимании этого слова, а создать почву для событийности, т.е. причастности детей к моменту жизни посредством сознательного эмоционального погружения в исторические реалии.

Воспитательным эффектом подобной работы является развитие таких общечеловеческих качеств, как толерантность и сострадание, активное желание помочь и принять участие в судьбе ближнего, гуманизм, чувство совести и ответственности.

От задумки - до результата

Для реализации каждого «события» проекта необходимо проделать большую подготовительную работу, которая складывается из совместной внеурочной деятельности педагога и учащихся. Она заключается в сборе информации, работе с архивными видео и аудиозаписями, поиском интересных современников или участников. Важным является все – от выбора фото, видеоряда до интонаций озвученного ребятами текста.

Дети принимают непосредственное участие в создании сценария классного часа, распределяют между собой роли и готовят вопросы аудитории, с которой в дальнейшем они будут в постоянном интерактиве, вовлекая ее в прямое участие в процессе. После такого погружения в факты мало кто остается равнодушным. И здесь наступает этап самостоятельного проживания зрителями представленной реальности через заранее подготовленные задания. Настает черед «публики» взглянуть на ситуацию глазами современников. Так, например, во время классного часа, посвященного Чернобыльской АЭС, ребята были поделены на 3 группы:

  1. репортеры, которым надо было «взять интервью» (выбрать из предложенных материалов нужную информацию) о работе и жизни ликвидаторов и работников АЭС;
  2. пожарные и военнослужащие рассказывают о том, как было организованы тушение пожара на реакторе, эвакуация населения;
  3. потомки делятся воспоминаниями тех, кто был очевидцем, но не выжил, о том, что осталось в городе-призраке (судьбы, воспоминания, жизни).

«Событие» всегда подытоживается, например, небольшой викториной «Интересные факты», среди которых участникам предлагается выбрать, что является правдой, а что – вымыслом на основе «прожитых» ими эпизодов, а также рефлексией посредством короткого онлайн опроса.

Стоит отметить, что данный вид активности школьников применим как в рамках очного процесса обучения, и позволяет выходить за пределы одного класса, так и в условиях дистанционной работы, когда есть возможность собрать большое количество слушателей.

Полезные эффекты от реализации проекта

  1. Универсальное средство погружения в историю как в узком, так и в широком круге участников.
  2. Направлен на воспитание важнейших общечеловеческих морально-нравственных качеств.
  3. Учит школьников поиску и сбору необходимой информации, а значит, развивает их способности к ее фильтрации, анализу и последующим выводам – всему тому, что необходимо современному подростку для работы с контентом в сети.
  4. Погружает всех участников процесса в описываемую среду, активизируя воображение и речь как средство передачи чувств и эмоций.
  5. Развивает актерское мастерство ребят.
  6. Способствует сплочению коллектива.