Как преодолеть трудности в обучении? Азы успешной мотивации 08.04.2020

Ерцкина Светлана Петровна

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1534 «Академическая»

Как преодолеть трудности в обучении?

Азы успешной мотивации

Наверняка большинство родителей знакомы с такой ситуацией: вчерашний ученик начальной школы, исполнительный и любознательный ребенок, при переходе в среднее школьное звено вдруг начинает отставать в учебе. Озадаченные родители наседают на чадо, требуя повышения успеваемости, часто обращаются к учителю и школьному психологу со следующим вопросом: "Что делать? Ребенок способен, может учиться, если захочет, но ленив, ко всему относится спустя рукава, часто не проявляет инициативы в учебе".

Иными словами, наблюдается снижение учебной мотивации.

Прежде всего хочется отметить, что этот процесс вполне естественный и требует от родителей определенного терпения и сочувствия ребенку. В пятом классе свежеиспеченный ученик средней школы сталкивается с проблемой адаптации. Подумайте, сколько трудностей придется преодолеть ребенку! Если раньше обо всем заботилась одна учительница – "классная мама", – то теперь предстоит знакомство с новым классным руководителем и учителями-предметниками, предъявляющими свои требованиями в обучении. Состав класса тоже меняется, а это значит, что ребенок должен адаптироваться и к новому коллективу, заново найти друзей и завоевать авторитет среди одноклассников. Понятно, что вести бои на стольких фронтах очень сложно, поэтому часто успеваемость ребенка снижается.

В период адаптации ребенка к пятому классу на родителей ложится нагрузка зачастую более высокая, нежели при адаптации первоклассника. Ребенок растет, становится подростком, претерпевает возрастные изменения. Для подростка общение со сверстниками выходит на первый план, учебная же деятельность отходит на второй. Тем не менее, желание и просьбы родителей понятны: именно в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать подростка учебой, плавно направлять его деятельность на результат, который ожидается в будущем. Поэтому повышение учебной мотивации у подростков является актуальным и для педагогов, и для родителей.

Как родители могут помочь ребенку стать более заинтересованным, успешным и, как следствие, уверенным в себе? Прежде всего необходимо помнить, что даже самые успешные ученики периодически могут получать плохие отметки, поэтому надо учитывать физическое и эмоциональное состояние ребенка. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен очень высокой нагрузкой, которую важно равномерно распределять, а при необходимости снизить, чтобы избежать срыва. В подростковом возрасте не обойтись без четкого режима дня и соблюдения баланса между отдыхом и занятиями. Очень полезны прогулки на свежем воздухе, во время которых вы можете обсудить с ребенком волнующие его вопросы, помочь советом – другими словами, наладить доверительные отношения.

Правила успешной мотивации

- Если возникает проблема с учебой, попробуйте использовать правило "зеленой ручки". Согласно этому правилу, исключается зачеркивание красной ручкой ошибок в тетради, а вместо этого зеленым цветом подчеркиваются правильно выполненные примеры, задания. Старайтесь не акцентировать внимание на промахах ребенка, но не забывайте хвалить даже за небольшие успехи.

- Нужно пытаться разобраться в возникшей проблеме, научиться слушать и слышать своего ребенка, быть с ним абсолютно искренним, стараться всячески укреплять его веру в свои силы.

- Бывает, что мы сами даем детям негативный пример, демонстрируя, например, отсутствие интереса к собственной профессиональной деятельности, лень и обесценивание своей работы. Если мы предъявляем детям высокие требования, необходимо самим им соответствовать.

- Старайтесь не отмахиваться от ребенка, когда он задает вам вопрос, касающийся учёбы или сферы его интересов. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, попробуйте вместе с ним узнать информацию в Интернете или энциклопедии. Нет ничего постыдного в том, что вы не владеете информацией, гораздо важнее ваша искренняя заинтересованность и желание помочь ребенку.

- Будьте ребенку другом, поддерживайте его хобби и увлечения. Возможно, они придутся вам не по вкусу или покажутся странными, но доверие в этой сфере поможет вам добиться результатов и на учебном поприще.

- Поощряйте познавательные интересы ребенка. Увлекается физикой? Купите соответствующую научную литературу и найдите автобиографии известных ученых. Выкраивайте время для совместных походов по публичным выставкам. Побуждайте ребенка к общению, диалогу – обсуждайте наиболее интересные моменты, статьи, эксперименты. Развивайте критическое мышление: что не понравилось и почему, как бы ты это сделал?

- Читайте вместе художественную литературу. Классика положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта. После прочтения книги обсудите ее. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог?

- Помните, как важны для подростка коммуникации с ровесниками. Тематические кружки и секции помогут ребенку не только удовлетворить потребность в общении, но и, оказавшись в окружении мотивированных сверстников, стремиться быть наравне с ними – это закон социальной психологии.

- Учите ребенка быть самостоятельным в поиске решений. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» – разные вещи. Проще научить один раз пользоваться удочкой, нежели постоянно давать уже пойманную рыбу. И ещё: важно передать ребенку опыт получения удовольствия от деятельности. Да-да, вспомните, когда вы получили удовольствие от работы? Получить удовольствие от обучения не быстрый процесс, может, вы предложите и зафиксируете радость от выполнения простых трудовых навыков: сделать тосты для завтрака, семьей налепить пельменей? Пробуйте, делайте!