Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник проекта "Курчатовский проект в московской школе"
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Юго-Западный административный округ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ОГЭ (9 класс) И ЕГЭ (11 класс)

Подготовка к государственной итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ОГЭ и ЕГЭ являются проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Подготовка к государственной итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ОГЭ и ЕГЭ являются проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ЕГЭ. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоёмкое состояние. Чем больше ребёнок тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ОГЭ и ЕГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Согласно результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для детей:

- познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ОГЭ и ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности всего периода обучения в школе!);

- личностные – обусловленные особенностями психо-эмоционального склада и состоянием, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

- процессуальные связанные с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ и отсутствием чёткой стратегии деятельности.

Наиболее важным направлением подготовки выпускников является психологическое просвещение и профилактика.

Для всех учащихся 9, 11 классов во втором полугодии по запросу родителей проводятся занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой», данные темы включены в программу психологической подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ «Скорая помощь». На занятиях обсуждаются вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, как учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

Занятия могут проводиться не только в форме беседы. К примеру, практикум «Как организовать свое время?» включает составление плана подготовки к экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, к какому предмету, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) выпускник будет готовиться. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время для отдыха.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

Работа с родителями нацелена на повышение осведомлённости родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги.

На родительских собраниях даются рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов.

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.

Практические советы учителям-предметникам и классному руководителю по организации подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ

Учителям-предметникам необходимо:

- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу по подготовке к итоговой аттестации в течение всех лет обучения предмету;

- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;

- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ОГЭ и ЕГЭ.

Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к данной форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры экзамена;

4) ориентировка учащихся на действие как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования и науки Российской Федерации о проведении ОГЭ и ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников об ОГЭ и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.

2. Организация обсуждения этой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог- позитивное отношение школьников к проведению ОГЭ и ЕГЭ.

3. Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

  • отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечении подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
  • организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;
  • организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

  • в оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ОГЭ и ЕГЭ;
  • в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ОГЭ и ЕГЭ;
  • в обсуждении организации учебной домашней работы, режима труда и отдыха обучающихся;
  • в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.

Для учащихся о профилактике «экзаменационных стрессов»

Отличие ОГЭ и ЕГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют всё выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.

Во время экзамена необходимо:

1) Пить воду, так как во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

Лучше всего подходит минеральная вода, т.к. она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить простую чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки бесполезны и вредны.

2) Восстановить гармоничную работу левого и правого полушарий головного мозга, нарушенную в условиях стресса. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), - то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ними задачи. Но можно восстановить гармонию, применив следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.

3) Путём несложных упражнений уменьшать кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

4) Заниматься самовнушением, думать о себе только положительно: «Я умница, я всё сдам!», «Я спокоен, и все мои умения проявят себя».